В Центре развития дополнительного образования успешно аппробирован курс «Педагогический практикум для преподавателей инновационного вуза». Проект реализован в рамках программы «Приоритет-2030». В пилотном режиме обучение прошли 17 преподавателей Политеха.
Руководитель программы, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики к.пед.н. Елена Гулк отметила важность поиска новых технологий подготовки педагогических кадров, высокий уровень вовлечённости в этот процесс преподавателей Политеха и подчеркнула экспериментальный характер программы, построенной с использованием VR-технологий.
Старший преподаватель Высшей школы производственного менеджмента Института промышленного менеджмента, экономики и торговли к.э.н. Екатерина Фёдорова провела входное тестирование слушателей с использованием тренажёра публичных выступлений. Тренажёр создаёт зал со слушателями, по которым можно отследить динамику в выступлении. С помощью устройства можно отрепетировать речь, опробовать подготовленную презентацию. Программа оценивает выступление по таким критериям, как зрительный контакт и работа с аудиторией, использование слов-паразитов. Тренинг помог участникам проанализировать свои сильные и слабые стороны в роли спикера.
«Тренажёр оказался полезным для оценки и отработки навыков публичного выступления, особенно при командной работе, — отметила Екатерина Фёдорова. — Слушатели курса внимательно следили за выступлениями друг друга, обсуждали оценки, которые поставил тренажёр, немного экспериментировали, чтобы повысить результаты. Ценность таких обсуждений в том, что участники включились в процесс, задумались над теми аспектами выступлений, которые до этого казались очевидными. Кроме того, мы получили результаты для дальнейшего использования тренажёра в образовательном процессе и взаимодействуем с разработчиками».
Разработчик тренажёра — технологическая образовательная компания Modum Lab. Президент компании Дмитрий Кириллов и менеджер по развитию Георгий Охота рассказали, что идея создания такого аппарата возникла, когда основатели компании столкнулись с проблемами выступления на публике. Тренажёр можно использовать как отдельный инструмент, так и в тандеме с очными тренингами. В симуляции присутствуют внезапные посторонние звуки, сбивающие спикера, а боты живо реагируют на подачу и неправильное распределение зрительного контакта. Результаты выступления отражаются в отчёте.
Поскольку программа пилотная, ещё предстоит уточнить границы применения VR-тренажёра и его роль в учебном процессе, в отработке подготовленных презентаций перед виртуальной аудиторией. Одним из шагов развития тренажёра в будущем станет поддержка выступлений на английском языке.
«У меня была цель улучшить навыки публичного выступления и коммуникации, чтобы максимально эффективно доносить информацию до студентов, — поделилась впечатлениями от обучения доцент Высшей школы физики и технологии материалов к.х.н. Елена Афанасьева. — Как руководитель образовательных программ я также занимаюсь научными исследованиями, поэтому навыки публичного выступления важны во всех моих сферах деятельности. Я думаю, что за такими технологиями будущее, и в дальнейшем появится ещё больше возможностей для их использования в преподавании. Но несмотря на развитие VR-технологий, нельзя полностью уходить от отработки навыков речи перед реальной аудиторией. Считаю, что тренажёр для публичных выступлений может стать отличным помощником в обучении как студентов, так и сотрудников».