Начало 2020 года бросило вызов всей системе образования, потребовав оперативного перестроения в условиях пандемии. Несмотря на большую практику применения СПбПУ онлайн обучения, остро встал вопрос создания качественной альтернативы очному обучению в тех случаях, когда стандартные дистанционные формы обучения не могли полностью заменить очный формат.
Так, например, вариант дистанционного обучения в системе Moodle не подошел для программ обучения детей, поскольку требовал значительных трудозатрат со стороны преподавателей и родителей обучающихся, а также в таком формате отсутствовала возможность «живого» общения между педагогом и обучающимся.
17 марта, уже на следующий день после принятия решения о переводе всего учебного процесса Политеха в онлайн-формат, для проведения занятий была выбрана платформа MS Teams. С этого же дня начался интенсивный процесс обучения профессорско-преподавательского состава Университета методам реализации образовательных программ на данной платформе.
23 марта стартовал учебный процесс в онлайн-формате и по программам дополнительного образования, прервавшийся всего на неделю. В онлайн-формате были организованы не только лекционные занятия, аттестация по дисциплинам, предзащиты и защиты программ профессиональной переподготовки, но и практические (лабораторные) занятия с использованием симуляторов, виртуальных лабораторий, распределенных систем контроля версий, облачных сервисов хранения данных, систем управления дистанционным обучением.
Интересным стал опыт привлечения обучающихся посредством проведения дистанционно Дней открытых дверей.
Таким образом, грамотное оперативное управление, развитые высокие технологии и квалифицированные IT-специалисты позволили вузу непрерывно вести образовательную деятельность в онлайн-формате, в том числе в сфере дополнительного образования.
Безусловно, были и трудности. Негативным фактором влияния пандемии стало падение спроса на образовательные услуги со стороны юридических лиц и корпоративных клиентов, как в силу сокращения финансирования так и отсутствия привычного для всех документооборота. Кроме того, на старте перехода на новый формат обучения возникали технические сложности, такие, как отсутствие у слушателей микрофонов, видеокамер, а порой и персональных компьютеров. Несмотря на технические сложности перехода в онлайн-режим, например, в случае реализации Академией информатики программ для школьников, только 80 человек из 2000 обучающихся прервали свое обучение из-за частых сбоев и проблем подключения к сети Интернет.
Тем не менее, большинству слушателей новый формат онлайн-обучения показался более привлекательным и удобным чем традиционный очный, поскольку не было необходимости в перемещении к месту обучения, а интерфейс образовательных площадок был максимально понятным. От корпоративных клиентов была получена положительная обратная связь, в том числе и по таким экономическим аспектам как отсутствие необходимости оплаты командировочных расходов своих сотрудников.
Анализ итогов реализации Институтом дополнительного образования программ для профессорско-преподавательского состава Политеха в первом полугодии 2020 года показал увеличение почти на 30% количества обученных по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (3800 чел. в 2019 г. и 4900 чел. в 2020 г.).
«Мы приобрели не только уникальный опыт в части применения новых технологий и форматов обучения. Пандемия позволила сделать настоящий прорыв в развитии дополнительного образования еще и потому, что изменила само отношение большинства обучающихся к перспективе удаленного обучения» - комментирует и.о. директора Института дополнительного образования СПбПУ Александра Курзанова.